Логопед

    • 06.05
    • https://drive.google.com/file/d/1VDMhIXnB_8MNU3ai9BCNL21mrdkdbVAw/view?usp=sharing
    • 04.05
    • Ласьков К           Тема» Контрольный диктант»

      Лето

      Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

      К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.

  • 27.04
  • https://drive.google.com/file/d/1v7pIbo-sXqvZuquX7pFYzrtgxcHaXm_x/view?usp=sharing
  • 27.04
  •  27.04 Ласьков К. Тема» Практическое знакомство с предлогами»
  • Между словами, обозначающими действие или предмет, находятся короткие слова, состоящие из одной, двух и более букв. Это предлоги. Предлоги — это самостоятельные слова, которые пишутся раздельно от слов, находящихся рядом с ними.
    Без предлогов не обойтись в речи. Без них невозможно выразить свои мысли, построить связное высказывание.
    Убедимся в этом, рассмотрев предложение: Последний желтый лист слетел с дерева на землю. слетел (с чего?) с дерева; слетел (на что?) на землю. Предлоги помогают оформить предложение в связное высказывание, наполненное определенным смыслом. Уберем предлоги и получим набор слов: последний желтый лист слетел дерева землю.
    Без предлогов предложение рассыпалось, как домик из песка. Стало трудно понять, о чем идет разговор. Таким образом, дадим определение, что такое предлог:
    Предлог — это слово, которое служит для связи слов в словосочетании и предложении.
  •  
  • 1.Спиши. Вставь нужные предлоги, подчеркни их.Вошёл _____класс, вышел ____класса, стоял ____класса, отошёл _____класса, заглянул _____класс, подошёл _____классу.2.Вставь пропущенные буквы и нужные предлоги. Спиши текст.Хорошо ___л…су в…сной. Р…бята идут ___лес ___тр…пинке. Молодые л…сточки появилис… ___ д…рев…ях. Птичьи г…лоса звоном разносятс___лесу.3.Составь предложения из слов. Запиши его. Отгадай загадку.

    За щиплют пятки лапки красные.

  • 21.04
  • https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1ggkISBDxjLpyYi4aZ57zH_NEU0xSMS-B
  • (документ 22)
  • 21.04 Тема» Составление рассказа из предложений, данных вразбивку».
  • Рассказ — обычно небольшое, относительно краткое произведение. В нем события развиваются быстро. Рассказ отличается простотой и доступностью изложения. Всегда легко проследить действия героев.Рассказы отличаются интересными сюжетами. Эти произведения интересно читать.

    1. Из данных разбивку слов составь предложения. Расставь их по порядку и запиши.

    Клевер, на, луговой, можно, встретить, лугах.
    Цветёт, лето, растение, это, всё.
    Днём, лесной, звери, водопой, жарким, тропой, шли, на.
    Барсук, сидел, у, норы, вечером.
    В, гнездо, Саша, нашёл, кустах.

    2.Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
    Друзья

    Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.
    Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.
    Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе.
    А у этого лесника уже жил дома щенок.
    Он раскопал нору и нашел там одного маленького лисёнка.
    Тоже ещё совсем маленький.
    И спят они рядышком, и играют вместе.
    Щенку был от роду один месяц.

  • 16.04 Тема» Восстановление деформированного текста»
    1. Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.
    Земля, голая, промёрзла.
    Вечеру, потеплело, к.
    Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .
    Больше, их, становилось, всё.
    Хлопьями, снег, повалил.2. Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.3. Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
    На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
    Красивая, у, мордочка, лисы
    Хорош, хвост, особенно
    Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.

6.04. Тема: Дифференциация согласных звуков и букв: Ц – Ч

(Горбулина В., Шевченко И.)

Характеристика  звуков [ц-ч].

[Ц]— согл., твёрд., глух., непарн., губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

[Ч]— согл., мягк., глух., непарн., губы округлены, язык прижат к альвеолам.

  1. 1. Составить слова из слогов, данных в беспорядке:

чий, ко, лю, —

ка, Жуч, —

оч, ван, ка, —

ца, у, че, ни, —

до, ча, бы, —

лись, по, мча, —

  1. 2. Вписать пропущенные буквы Ч или Ц.

гор…и…а, лёт…и…а, вол…и…а, …астица, …вето…ек,  буфет…и…а,

у…ени…а,  …ернильни…а,  отли…ни…а

  1. Изменить слова так, чтобы они приобрели уменьшительно-ласкательное значение, отмечая чередование Ц – Ч (кольцо –колечко).

Коль…о —

ли…о —

яй…о —

ов…а —

зубе… —

пале… —

  1. 4. Вписать Ч или Ц. Вставить предлоги.

До…ка поставила …ашки — стол. Вова о…истиляй…о и положил его — суп. Жу…ка сидит — …епи, — крыль…а. Воробей …ирикает — ака…ии. Маль…ик перепрыгнул — забор. Птене… выпал — гнезда.

  1. Составь рассказ из деформированных предложений, подчеркни букву ч зеленым цветом, а букву ц синим..

Помогите птицам

Птенцы, свои, в, полёты, июне, совершают, первые. Успешно, каждый, не, полёт, оканчивается. Смельчаки, иногда, из, вываливаются, гнёзда. Беду, иногда, ветер, приносит, сильный.

7.04. Тема: Дифференциация согласных звуков и букв: Ш – Ч

(Горбулина В., Шевченко И.)

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.

Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.

Напоминаем:

Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч мягкий, Ш – твердый.

  1. Прочитать и повторить скороговорку.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.

8.04. Тема: Дифференциация согласных звуков и букв: Л – В

(Горбулина В., Шевченко И.)

При произнесении звука [л] язычок поднимается вверх и упирается в верхние зубки, звук похож на гудение парохода.

При произнесении звука [в] зубы цепляются за нижнюю губу, звук похож на гудение ветра.

[ л , в] – согласные звуки, их нельзя петь, оба звука звонкие

  1. 1) Договаривание слога ЛА и проговаривание всего слова:

ПИ.., ИГ.., ПАСТИ.., ЧИТА:, СКАЗА:, ПЕ:, Е:

2) Договаривание слога ВА и проговаривание всего слова:

ДРО:, ХАЛ:, ГОЛО:, СЛА:, ВО:, КОРО:, СЛО:

3) Подобрать слог ЛА или ВА, прочесть слово:

СМО:, ХАЛ:, СКА:, СО:, Ю:, ГОЛО:, ШКО:, ДРО:

  1. Продолжи ряд по образцу :

Образец. Выдвигал, выдвигал шкаф и выдвинул.

Ловил, ловил рыбу и… (выловил).

Лакал, лакал молоко и…

Гладил, гладил белье и…

Выливал, выливал воду и…

Мыл, мыл посуду и…

Выметал, выметал мусор и…

Вытаскивал, вытаскивал занозу и…

Учил, учил стихотворение и…

  1. Замени первый звук на звук [в]:

Пол — (вол),

полк —,

полосы —,

толокно — ,

мыл —,

сложил —,

ходил — .

  1. Спиши, подчеркни буквы л и в разными цветами:

Волк увидел белку. Володя голодный. Володя ел халву. У Вовы новый самосвал. У Лолы лакомство. Володя и Слава плывут на лодке.

  1. Составь предложения по опорным словам.

Иволга, ветка.

Акула, плавник.

Логово, волчата.

Владик, самосвал.

Лес, волнушки.

14.04. Тема: Дифференциация согласных звуков и букв: Л- Й

(Горбулина В., Шевченко И.)

  1. 1. Прочитай слоги:

Ай, иль, ель, ой, эль, уй, юль,  ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.

  1. Прочитайте пары слов и придумайте с каждой парой предложения.
    Даль — дай, боль — бой, моль — мой, куль — куй, роль — рой.
    Лежи — ежи, ледок — едок, Любка — юбка, лямка — ямка.
  2. Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не­сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни их.

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени …од. У Левы ма…ка. У Люды яхта. У Яны ..имонад. У Яны лимон. У Яны …ев. У Яны ле..ка. У Яны …ютики.

  1. Вставь пропущенные буквы, соедини подходящее прилагательное с существительным.

Звонки…            капе…ь

Апре…ьская      со…датик

Ма…енькие       ко…око…ьчик

О…овянны…      …исята

К…е…кий          топо…ь

 

6.04. Тема: Понятие родственных слов. Корень слова

(Малец Д.)

 

Однокоренные слова – слова, близкие по смыслу и имеющие одинаковый корень.

Зима, зимушка, зимовать, зимний.

Корень – это главная неизменяемая часть слова.

 

  1. Распределите слова в четыре группы

Рыбак, вода, умный, ворон, рыболов, водица, рыбачить, разум, надоумить, водный, проворонил, умник, рыбалка, вороной рыбка,  водичка, ворона, умненький, рыбешка, вороненок, водяной, умница, вороний, подводник.

  1. Определи все ли слов в стихотворении однокоренные, зачеркни лишнее.

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

  1. Распределите родственные слова на три группы: сначала выпишите имена существительные, затем глаголы, затем имена прилагательные. Выдели корень.

Мороз, морозец, заморозить, морозильник, морозильная, мороженое, мороженщица, подморозить, морозище, заморозки

  1. Вставьте нужную букву в слова с безударной гласной в корне слова, в скобках напиши проверочное родственное слово.

Л…едяной, сн…жинка, зам…ло, х…лодный, Сн…гурочка, м…тель, м…розец

7.04. Тема: Образование родственных слов.

(Малец Д.)

Родственники – это близкие, родные люди, родственники похожи друг на друга и внешне, и характерами. У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи по звучанию и по смыслу. Сад, садик, садовые, садовник — похожие по звучанию слова называют «родственными» У всех родственных слов есть общая часть – корень слова, очень часто корень – коротенькое слово, или часть этого слова. Например, слово – лес – короткое, поместим его в корень нашего «словарного дерева», растение растёт из корешка, всё время увеличиваясь, и слово «лес» можно увеличить, добавляя к нему начало или конец, будут получаться новые, родственные слова.

Маленький лес – лесОК, лесОЧЕК.

Человек, который охраняет лес — лесНИК, лесНИЧИЙ,

Ягоды, которые растут в лесу -лесНЫЕ

Человек, который рубит больные деревья – лесОРУБ

  1. Составить семьи – папа, мама, детёныши, всех назвать, образовывая однокоренные слова:

папа ЛИС — лиса, лисица, лисёнок, лисята, следы — лисьи

папа медведь —

папа еж –

папа белка –

папа волк –

папа заяц –

  1. 2. Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно не является родственным.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик

  1. Выпишите родственные слова из текса .

№1 Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. Хороший у птиц кормовой столик.

№2 Свет вечерней зари угас. Солнце перестало светить. В траве блестят светлячки. Зажглись светлые звёзды.

№3 Наступила тёмная ночь. Мы ночевали у костра. Ночные бабочки летели на огонь.

№4 Был тёплый зимний денёк. Хлопьями падал мягкий снежок. На школьный двор выбежали дети. Они стали играть в снежки. Володя катал снежный ком. В воздухе кружились пушистые снежинки.

8.04. Тема: Образование сложных слов

(Малец Д.)

 Сегодня вы познакомитесь со словами, в которых 2 корня, этоСЛОЖНЫЕ СЛОВА.

Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайника струился,

Над кастрюлями клубился.

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове выход,

В слове вход.

В слове ходики стучало

И в походе вдоль шагало.

Так и жили врозь они, но вот

Вместе их соеденили,

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят ПАР и ХОД.

Все сложные слова образуются из нескольких корней и двух соединительных гласных О или Е.

 1.Образуйте сложные слова .Выделите корни, основы слов, подчеркните соединительную гласную “О”.

Возит на пару – паровоз.

Возит на электричестве –

Ходит на пару –

Сам сваливает –

Ходи по Луне –

Водит экскурсии –

Внимательно прослушайте предложение. Назовите сложное слово. Объясните лексическое значение.

2. Выпишите сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.
На Волге начался ледоход.
Вчера был снегопад.
Пчеловод показал нам пасеку.
Красив осенний листопад!
Лесорубы вернулись домой.
Пешеход прошел пять километров.
Мореплаватель открыл новый остров.

 3.Из данных групп слов составьте предложения. Запишите их в таком порядке, чтобы получился рассказ об осени. Найдите слова, которые имеют два корня.

Наступила осень. Начался листопад. Березы стряхивали последние листья. На тополе уже топорщились безлистные ветки. Садоводы готовили растения к зиме. Пчеловоды приводили в порядок ульи.
14.04. Тема: Предлоги: В, НА

(Малец Д.)

 Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед вами предлог, то такая вставка будет возможна.

 В – положение предмета внутри чего-либо.

На – предмет находится на поверхности чего-либо.

Под – предмет находится внизу, под чем-либо.

Над – положение предмета над чем-либо.

От – удаление от какого-либо предмета или объекта.

К – приближение к какому-либо предмету или объекту…

— Составьте с каждым предлогом словосочетание.

  1. Игра «Найди предлоги!». За 2 мин. выписать все предлоги.

Птицы в клетке, листики на ветке,

Кошка под столом, садик за углом,

Книжка у подруги, песенка о друге¸

Заяц без хвоста, устный счет до ста,

В гости к дяде Коле, рассказать о школе

  1. Связать слова с предлогами и составить словосочетания.

бабочка …. цветке                           грибы …. корзине

девочка …. кресле                           медведь …. берлоге

птица …. дереве                              рыба …. море

  1. 3. Спиши текст вставляя предлоги в или на.

Птица.

Птица построила гнездо () дереве. () середине весны она вывела птенцов. Птенчики сидели (гнезде. Заботливая мать принесла им () обед червячков. Птенчики весело чирикали () гнезде.

  1. Игра “Наоборот” .

Над окном — под окном
Под землёй — … землёй
К двери –… двери
Перед уроком –… урока
От дома –… дому
В портфель –… портфеля
Из школы –… школу
На ветку — … ветки.
Перед домом — … домом.

 

15.04. Тема: Дифференциация согласных звуков и букв: Л-Л-Й

(Горбулина В., Шевченко И.)

  1. 1. Повторите чистоговорки:Ай-ай-ай – ты собачка не лай
    Ой-ой-ой – уходи скорей домой
    Ей-ей-ей – спеть красиво ты сумей
    Яй-яй-яй – неужели ты лентяй?
    Аль-аль-аль – он согласен на медаль
    Ель-ель-ель – звонко так поет свирель на окно повесим тюль
    Оль-оль-оль – в супе вкусная фасоль
    Ыль-ыль-ыль – за оградою ковыль2. Определить место звука в слове, начертить графически слово и написать в каком слоге находится буква (колесо _ л _ , майка  й   _ )

Со звуком [Л’].

лиса, педаль, клетка, Люба, пальма, килька, лицо, валенки

Со звуком [Й].

урожай, йод, каравай, майка, йог, домой, йогурт, лайка, трамвай

  1. Списать слова, вставить пропущенные буквы Л-Й, выделить мягкие согласные звуки [Л’] – [Й] зеленым цветом. Найдите “лишнее” слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
    Крем_ь, _е_ка,    у_е_,    _е_те;
    _ине_ка,   семе_ка,   нак_е_ка,   на_е_ка;
    Ию_ь,   деяте_ь,   я_цо,   е_и;

 

  1. 4. Составить и записать предложения с данными словами. Подчеркнуть главные члены предложения.
    Малиновый, мама, джем, сварила.
    Чай, Лена, земляничный, пьёт.
    Любит, чай, бабушка, пить, лимоном, с.
    Торт, магазине, в, продают, сливой, со.

 15.04. Тема: Предлоги: ПОД, НАД

(Малец Д.)

«Под» — это маленькое слово, предлог, обозначает положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим предметом.

«Над» — предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т. е.находится, висит над чем – то.

 1.Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?

Голова ________ шляпа

Тапки _________ стулом

Люстра ________ стол

Парта _________ ноги

Крот __________ земля

Мыши _________ пол

 2.Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.

Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под густой ветвями было темно и сыро.

 3.Вставь в предложения предлоги. Подчеркни в пером предложении все члены.

Вчера я гулял ( ) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки ( ) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас ( ) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой ( ) руках! Много грибов выросло ( ) деревьями.

 4.Составь несколько предложений использую предлоги.

 

 

  • 14.04 Тема » Сложные предложения».
    Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или больше простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания.Вот примеры сложных предложений.Зима уже подходила к концу, а весна все не ощущалась.
    Он был голоден, но этот голод нельзя было утолить.
    Маша и Петя любили зверей, и мама отвела их в зоопарк.
    Дождь все шел, лужи сияли в свете фонарей.На этих примерах можно увидеть, какие есть виды связи в сложных предложениях.По сравнению с простым предложением их структура действительно более сложная, поскольку они не просто говорят о нескольких предметах или явлениях, но и соединяются при этом в одно целое по смыслу и грамматически. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут состоять только из грамматической основы или распространяться второстепенными членами.Чтобы составить схему сложного предложения, нужно сначала найти все его основы. Это поможет понять, сколько в нем частей, после этого можно будет найти, как они между собой связаны. Рассмотрим это на примере.Ребята гуляли допоздна, потом не пошел снег.В этом предложении две основы (ребята гуляли, снег пошел), которые соединены между собой интонацией, что на письме отражается в виде запятой. Союза между этими частями нет.В сложном предложении не обязательно должно быть строго две грамматических основы – их может быть три и даже больше.В основном, порядок частей в сложном предложении последовательный: сначала идет главная часть, за ней следует та, которая связана с ней по смыслу. В предложениях, которые связаны интонацией и представляют собой просто перечисление событий, часто нет главной и присоединенной части – их порядок можно поменять местами и смысл предложения от этого совершенно не изменится.

    Это легко понять, если сравнить два сложных предложения с одинаковыми основами, которые просто переставлены местами:

    Веет ветер, моросит дождик.
    Моросит дождик, веет ветер.

    Очевидно, что от перестановки частей смысл предложения совершенно не поменялся – оно рассказывает о погоде, описывая ее с разных сторон.

    Такой принцип роднит сложные предложения с максимально просто структурой с примерами на сложение, где от перестановки мест не изменяется итоговая сумма, что говорит о том, что язык в какой-то степени математичен.

    Алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.

  • Спиши. Расставь знаки препинания. Подчеркни грамматические основы.

    Сморщились молодые побеги и цветы завяли.
    Зарябила вода и на воде поплыли листья.
    Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля еще блестели росой.
    Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.
    Ветер спит птица дремлет не колышется ни одна ветка.

    Составить из простых предложений сложные, с союзами И, А, НО
    Наступила весна. На пригорках показались подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.

     

  • 15.04 Тема» Распространенные предложения».Распространенное предложение Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
    Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов.
    Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
    К второстепенным членам принадлежат определение; дополнение; обстоятельство.1. Запишите. Подчеркните главные члены предложения:В лесу живёт рыжий бельчонок. Зайка очень испугался сильного грома. В нашем доме ночью бегают мышки. Коля быстро решил задачу.
  • 2. Выберите и запишите нераспространённые предложения:
    1. Кошка кормит котёнка. 2. Мышка пищит в норке. 3. Книга лежит. 4. Лисица охотится. 5. На окне лежит шарф. 6. Ольга пишет.
  • 3. а) Прочитайте:Ползёт жук. Жужжит мохнатый шмель. Медленно ползёт зеленая гусеница. Пролетел воробей. В траве запищала мышка.б) Выпишите распространённые предложения.в) Подчеркните основы предложений.