Воспитательная работа

Техника безопасности

«Люблю тебя, родной Донбасс!»

Люблю ли я тебя, моя земля?

Да что, скажи, я без тебя бы значил!

Ты есть — в тебе поэзия моя!

Ты есть — и я с тобой стократ богаче.

Люблю тебя, родной Донецкий край,

Прошла здесь через сердце жизни трасса.

И где бы ни был ты, не забывай,

Что мы с тобою родом из Донбасса.

ЦЕЛЬ: воспитывать у школьников любовь к родной земле; способствовать формированию сознательной гражданской позиции , привлечь внимание учащихся к историческим событиям в Донбассе, прививать патриотические чувства, укреплять в учащихся чувство национальной гордости и достоинства.

Нет на свете ничего милей,
Чем простор родных моих степей
Домом будет он для каждого из нас,
А зовется этот край — Донбасс!

Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от всяческих невзгод и житейских передряг, учит нас человеческой доброте, взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви.

Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться.

Повзрослевшие юноши и девочки разлетятся по миру в поисках лучшей жизни. Многие осядут на чужбине, создадут семьи, бизнес. Проживут жизнь насущными проблемами. И вдруг наступит тот момент, когда воспоминания о Родине щемящей болью пронзят сердце. В ушах зазвенит колокол маленькой родной церквушки, зашумят, налитые зерном, колосья на ветру, заливисто запоют соловьи, заплещется прозрачная деревенская речушка. Родная земля голосом матери позовет домой и будет терпеливо ждать, седея белыми снегами.

Встреча с Родиной из укромных уголков души выплеснет те самые светлые помыслы и деяния, самые лучшие побуждения и, конечно, мечты, которые выльются благодатными слезами, омывая истерзанное разлукой сердце.

Из чего вырастает огромная любовь человека ко всему, что умещается в одном слове Родина?
Идешь по улицам родного города, по его площадям и тихим переулкам и сердцем своим ощущаешь: это твой город. Так же и Родина. Она есть у тебя, как есть мать, небо над головой, рябина под родными окнами, воздух, которым ты дышишь.

Родина — это родной язык, который ты слышишь с детства, которым ты выговорил первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку родным языком, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родным будет язык твоей мамы, язык, которым говорят все вокруг. И родное слово, родной язык – это тоже часть твоей родины.

Родина — это мир твоего детства. Из него многое запало в душу. И дедушка, который вышел из ворот посмотреть, как ты впервые идешь в школу. До конца вашей улицы ты ощущал его взгляд. И руки отца, крепкие и надежные, которые научили тебя плавать – это тоже твоя родина.

Это школа, где вы слово «родина» впервые прочитали по слогам.

Родина — это наш народ, ваши любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи. Это ваши любимые поэты и писатели, артисты и музыканты.

Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Ёе можно лишь чувствовать, как чувствует жизнь появившийся на свет младенец. Она захватывает тебя постепенно, проникая в самые потаённые уголки твоего сердца. Она смешена с воздухом родного города. Мы дышим ею, пытаясь вобрать в себя частичку маленького мира по имени «Родина». И в такие минуты мы, как будто становимся единым целым, кончиками пальцев ощущаем ёе безграничное тепло. Пожалуй, это чувство можно сравнить лишь с тем, что испытывает ребенок, прижавшись к материнской груди. Так и мы, дети одной земли, разбрелись кто куда в поисках неведомого счастья. Но каждый ребенок рано или поздно возвращается к теплу домашнего очага, давшему ему жизнь.
Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны. Совесть и долг поднимают народ на героический подвиг. Когда целая страна попрана врагом, горит в огне, стонет от боли, зияет в немом крике воронками от взрывов снарядов и бомб, тогда все «я» сливаются в одну мощную силу сопротивления

Живи в веках, любимый наш Донбасс, —
Наш Русский Рур, наш край угля и стали.
Тебя враги и беды не сломали,
Живи в веках, любимый наш Донбасс!

Живи в веках, любимый наш Донбасс,
Ты никогда не станешь на колени!
Во имя жизни новых поколений
Живи в веках, любимый наш Донбасс!

Живи, Донбасс, земля моих отцов!
Здесь на просторе вольный ветер веет,
Здесь в вышине орёл свободно реет,
Живи, Донбасс, земля моих отцов!

Живи, Донбасс, земля моих отцов,
Здесь полит кровью каждый метр степи!
Край металлургов и шахтёрской крепи,
Живи, Донбасс, земля моих отцов!

«Живи, живи в веках, родной Донбасс!» —
Звучат средь терриконов зов и эхо,
Война и смерть — всего лишь только веха,
Живи, живи в веках, родной Донбасс!

Живи, живи в веках, родной Донбасс,
Живи и крепни силой, край любимый!
Ты выстоишь, наш край непобедимый,
Живи в веках, любимый наш Донбасс!

 

 «Всемирный день  защиты животных ».

 

Цели:

Обучающие: дать представление о происхождении праздника «День защиты животных»;

Развивающие: развивать речь, самостоятельность мышления учащихся, умение отстаивать и защищать свою позицию;

Воспитательные: воспитывать гуманные общечеловеческие качества – заботу, сострадание; воспитывать чувство ответственности за прирученных животных; прививать любовь к слову.

                                         Ход  занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час для добрых сердец и отзывчивых душ. Мы будем говорить о самых разных животных: диких и домашних.

Начнем мы с письма, которое пришло на ваш адрес.

Письмо от белого медведя

Я, медвежонок, сын белой медведицы. Я живу в Арктике, на Северном полюсе. Мои сородичи – большие и сильные медведи, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что в океане не осталось рыбы, которой мы питаемся из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. От плохой воды её шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, скоро растают льды и нам негде будет жить.

Помогите нам, люди!

Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо?

Примерные ответы:

  • животным стало негде жить;
  • им нечего есть;
  • загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни;
  • потепление угрожает всем.

Какое грустное письмо! Сколько проблем у маленького медвежонка! Люди привыкли ощущать себя царями природы. И это породило множество проблем.

( Рассказывают дети)

  • Ежедневно с лица Земли исчезают безвозвратно 3 вида животных.
  • Ежедневно с лица Земли исчезают безвозвратно более 70 видов фауны и флоры.
  • За 25 последних лет биологическое разнообразие Земли сократилось более чем на треть.

Сегодня в человеческой защите нуждаются многие виды животных. Россия несет ответственность в мировом масштабе за сохранение и охрану таких видов  как амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный леопард, русская выхухоль, европейский  зубр, краснозобая  казарка  и другие

(Иллюстрации животных на доске)

  1. Все-все абсолютно на свете нужны —
    И мошки нужны не меньше, чем слоны,
    Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
    И даже без хищников злых и свирепых.
    Нужны все на свете, нужны все подряд
    Кто делает мед, и кто делает яд.
  2. Мама сказала: «Я против котят!
    Мягкую мебель котята когтят!»
    Бабушка вторит: «Я против котов!
    Мясо воруют они со столов!»
    Папа добавил: «И птичек едят!
    Мы с попугаями против котят!»

3.Весь в мишуре настает новый год,
Дед бородатый подарки несет.
Маме вручил небольшую корзинку,
Видно в корзинке пушистую спинку!
Спал безмятежно там серый котенок,
Милый усатый, хвостатый ребенок!
Замерли мы, опасаясь скандала…
«Батюшки, кисонька!» — мама сказала…
Бабушка чешет котенку живот,
Папа из кухни котлету несет…
Тихо ушел из квартиры сосед,
Лучший на свете Рождественский Дед!

  1.  Утро синее тихо

Занималось в лесу.

Шла тропинкой лосиха,

Осыпая росу.

Рядом с ней без тревоги

И доверчив, и рыж,

Семенил длинноногий

Горбоносый малыш.

Изучал на примерах

Он повадки её,

А рука браконьера

Поднимала ружьё…

Оступилась лосиха,

Осыпая росу,

И опять стало тихо

В оглушенном лесу.

Учитель

Почему животных становится всё меньше? Человек, думая о своей выгоде, уничтожает то, что необходимо сохранить, что создавалось природой веками и тысячелетиями. По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. На одних охотились, другим не оставили клочка леса. И люди поняли, если не помогать природе, животные и растения будут гибнуть. Чтобы этого не происходило, ученые составили специальную книгу — Красную книгу. В соответствии с действующим законодательством редкие и исчезающие виды животных, растений и грибов заносятся в Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Так же создан календарь экологических дат.

22 марта   – Всемирный день воды;

1 апреля   – Международный день птиц;

22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ;

5 июня     – всемирный день охраны окружающей среды;

4 октября – Всемирный день животных.

Какой из этих праздников отмечался недавно? (4 октября)

А знаете ли вы, как и почему родился этот праздник? (история возникновения праздника): решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября было выбрано не случайно. Это день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных.

Во многих странах в этот день проходят мероприятия в защиту домашних животных. Вспомните слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Они должны иметь право на хорошую жизнь

Миссия Всемирного дня  защиты животных:

1)    Прославлять животную жизнь во всех её проявлениях;

2)    Прославлять взаимоотношения людей и животных;

3)    Выразить благодарность животным за различные роли в нашей жизни;

4)    Выразить благодарность за то, что животные духовно обогащают нашу жизнь

Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы защитить животных.

Дети:

  • охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
  • строить очистные сооружения;
  • стать вегетарианцами;
  • отменить моду на меха;
  • не выбрасывать мусор в реки и озера;
  • помогать бездомным животным…

Ребята, с какими призывами мы могли бы обратиться к жителям нашего города и представителям власти?

Дети:

  • не мусорьте;
  • не бросайте домашних животных;
  • подкармливайте птиц зимой;

Учитель: Говоря о братьях меньших мы подразумеваем всех животных – диких и домашних. На нашей планете много разные животных. Но я хочу обратить внимание на наших домашних питомцев. Ведь они такие красивые, ласковые, умные и забавные. Приходишь домой, а они сидят у порога, виляют хвостом и смотрят на нас своими ласковыми глазами. Даже душа радуется!

Учитель.

— Почти у всех вас есть домашние животные. Я просила написать небольшие сочинения о своих любимцах. Давайте их послушаем.

(Выступают дети со своими сочинениями, даётся слово и Никуленко Ивану)

Учитель.

Но есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. И их жизнь становится мучительной. У них нет еды, тепла и ласки. Им приходится жить в подвалах и на улице. Они заболевают и умирают. И поэтому я хочу обратиться ко всем: – Люди! Будьте людьми! Не выбрасывайте домашних животных!

(Ролик. «Открытое письмо бездомных животных людям»)

Ученик

Ах, плохо бездомным, плохо голодным,

Таким беззащитным, таким бессловесным.

Никто нас не любит, никто не ласкает,

Никто нас к себе на порог не пускает.

Ах, трудно живется без друга-хозяина!

Поэтому все мы и воем отчаянно!

Но кто нас полюбит и обогреет

Об этом ни капельки не пожалеет!

Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы обсуждаем тех бессердечных людей. Которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.

Милосердие – любовь к людям, животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.

— А вы не задумывались о том, для чего человек заводит себе в доме кошку, собаку, попугайчика или рыбок?

Что дают животные человеку?

* Они приносят радость и счастье в повседневной жизни.

* Они дают человеку работу, требуя заботы и ухода.

* Они позволяют думать о ком-то другом, кроме вас самих, своих проблемах и болезнях.

* Они улучшают родственные связи в семье.

* Они стимулируют движение и активность.

* Они предоставляют источник тепла и любви.

* Они повышают уверенность в себе, придают смысл жизни.

* Они дают возможность обрести новых друзей.

* Они помогают мягко пройти через одиночество, болезни и депрессии.

* Они уменьшают уровень стресса.

* Они позволяют вам создать уникальную и неповторимую модель отношений: человек – животное.

Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше, чем те, у кого их нет. Это результат исследований, подтвержденный практически. Таким образом, во многих странах официально одобрено лечение с участием животных. Самые распространенные животные, которые помогают больным людям – это собаки, кошки, лошади и дельфины.

(Презентация)

Канистерапия – лечение с участием собак

Этот метод терапии и реабилитация помогает людям с ограниченными возможностями и тем, кто имеет проблемы с социальной адаптацией. Она проводится с участием специально обученных собак.

Фелинотерапия – лечение с участием кошек

Что это дает? Во-первых, пушистый мех животных успокаивает, снимает стресс, расслабляет.  Во-вторых, мурлыканье кошки оказывает успокаивающее действие на психику пациентов, перенесших лечение. Дельфинотерапия

Было доказано, что среди животных, которые помогают больным людям, дельфины по праву занимают третье место после собак и кошек. При работе с дельфинами увеличивается выделение эндорфинов. Эти гормоны отвечают за хорошее настроение и устраняют изнурительные боли. Таким образом, в присутствии дельфинов пациенты, даже те, которые ранее испытывали сильные боли, с удовольствием общаются и забывают о недугах. Это дает большие результаты.

Иппотерапия – лечение с участием лошадей

Игровой момент

— Мы сегодня очень много узнали о роли животных в жизни человека.

— А сейчас давайте немного отдохнем и отгадаем загадки о животных.

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко. (Жираф)

В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука — во лбу —
Так похожа на трубу! (Слон)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает. (Собака)

Ежик вырос в десять раз,
Получился … (Дикобраз)

Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (Черепаха)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (Крокодил)

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)

Она как змейка в траве мелькает, хвостом виляет,
Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица).

Маленькая, серая,
С длинным хвостом.
За сыром бежит,
Громко пищит. (Мышь).

На луну завыл он ночью.
Рыщет он, зубами щелк.
Как зовут его, ребята?
Догадались? Это… (Волк.)

Игра  «Как кто?»

— Смелый как?   (лев)

— Злой как?  (собака)

— Коварная как?  (змея)

— Хитрая как?  (лиса)

— Упрямый как?  (баран)

— Трусливый как?  (заяц)

— Тихий как?  (мышь)

— Выносливый как?  (лошадь)

— Надутый как?  (индюк)

— Голодный как?  (волк)

— Грязный как?  (поросенок)

— Мокрый как?  (курица)

— Косолапый как?  (медведь)

— Длинноногий как?  (цапля)

— Воркуют как?  (голубки)

— Плюешься как?  (верблюд)

Учитель.

— Человек иногда забывает о бережном отношении к природе. Он хочет слишком много от нее получить: природные богатства, лес, ценный мех зверей, рыбу, мясо животных и птиц, и никакой взамен благодарности. А ведь в природе все взаимосвязано. Загрязняя реки и озера, пруды, море, лес и почву отходами, люди вредят всему живому дому: и растениям, и животным, и самому себе, т.к. он сам часть этой природы. Любовь к природе – великое чувство, но оно присуще людям, которые знают природу, понимают её, умеют видеть её. Такие люди всегда справедливы, великодушны, ответственны. Но воспитывать в себе всё это надо с раннего детства.

Викторина об осени для обучающихся

Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме викторины.
Задачи:
— Развивать воображение, логическое мышление;
— Развивать умение работать в команде;
— Расширять детский кругозор;
— Закрепить знания детей об осенних месяцах;
— Познакомить с пословицами об осени;
— Закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
— Прививать любовь к природе.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, дорогие ребята!
В начале нашей викторины хочется прочитать вам стихотворение Н. Самоний «Осень в танце тихо плачет».

Осень в танце тихо плачет

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже — росы,
Дождь — холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева —
Скоро бал, прощальный вечер…
Уж вальсирует листва.
Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха —
Громче музыка в сто крат!
Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже — росы,
Слаще запах поздних роз.
Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.
Протянув листок, как руку,
Машет грустное «Прощай»…
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: «Вспоминай…»
(Н. Самоний)
Обычно осень, когда природа увядает, вызывает чувство тоски и печали. Но когда мы видим, что лес оделся в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает радостное чувство, прекрасное настроение. Осень — одно из красивейших времён года.

1 конкурс: Разминка «Доскажи словечко».
Ребята отвечают хором.
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
— Кто ты? – И услышим? …(осень)
Солнце греет слишком мало,
Время золота настало.
Листья жёлтые летят-
Скоро голый будет сад.
Птицы в стаи собрались,
Звери в спячку улеглись.
У кого друзья не спросим-
К нам пришла ребята…(осень)
Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом — красная … (брусника)
На опушке, у дорожки
Он растет на белой ножке.
Красным цветом красит бор
Ядовитый … (мухомор)
Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Я думаю, каждой команде можно присудить по 2 балла.
2 конкурс: «Разгадай кроссворд».
Каждой команде даётся кроссворд, где необходимо отгадать по 7 слов. Объяснить детям, как вписывать слова в горизонтальном и вертикальном направлении. Время для задания — 7 мин. За каждое отгаданное слово команда получит 1 балл.

По горизонтали:
2.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
5.Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна.
7.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
По вертикали:
1.Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника…
Ищём что мы? …
3.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
6.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.
Ответы:
По горизонтали:
2. кабачок
5. укроп
7. репа
По вертикали:
1. голубика
3. огурец
4. баклажан
6. редис

По горизонтали:
2. Весной веселит, летом холодит,
осенью умирает, весной оживает.
3. Антоним к слову «солнечно»?
7. Что же это за словечко?
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат
В тучах редкая просинь,
Наступила…
По вертикали:
1.Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
4.Косою острой скошено
Горой высокой сложено.
5.Без крыльев, а летит, без ног, а бежит.
6. Антоним к слову «тепло»?
Ответы:
По горизонтали:
2. лес
3. пасмурно
7. осень
По вертикали:
1. листопад
4. сено
5. туча
6. холодно
По истечении времени подсчитывается количество правильных ответов и присуждается определённое количество баллов.
Физкультурная минутка «Хлопай – топай» (дети выполняют движения в соответствии с текстом песни)
3 конкурс: «Разгадай ребусы»
Отгадай осенние признаки:

 4 конкурс: «Кто знает больше пословиц об осени?».
Капитан команды записывает с помощью детей пословицы и по истечении времени зачитывает их. Время для конкурса – 3 минуты. За каждую правильную запись – 1 балл.
Например,
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.
А теперь давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять, пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке. (“Паучки” ползают по голове.)
5 конкурс: «Отгадай загадку»
За каждый правильный ответ команде присуждается по 1 баллу.1.Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень)
2.Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

1.Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
2.Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
6 конкурс: «Подбери действие»
За каждый правильный ответ команде присуждается по 1 баллу.

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Деревья осенью — роняют листья.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
7 конкурс: «Назови осенние приметы»
 Если ребятам трудно, педагог даёт подсказки. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Например:
Осенью паутина на ясную погоду.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает
Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.
Большой урожай рябины — к большим морозам.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут.
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.
Если мыши отрывают норы на теплую сторону — зима суровая.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
Если с дерева лист не чисто спадает — будет холодная зима.
Кошка мордочку прячет — на холод.
Куры начинают линять рано осенью — к теплой зиме.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо — морозы наступят не скоро.
Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу — поздней зимы.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Облака редкие — будет ясно и холодно.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
Появились опенки — лето кончилось.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Раннее опадание листвы — к ранней зиме.
Теплая осень — к долгой зиме.
Хлебород — перед строгой зимой.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Зарядка для глаз «Следи за листочком»(под музыку дети следят за листочком)
За листочком наблюдайте,
Свои глазки развивайте.
8 конкурс: «Обведи по контуру рисунки».
С помощью цветных карандашей необходимо обвести по цифрам рисунок. Сделайте его ярким и весёлым. Балл присуждается той команде, которая быстро и безошибочно всё сделает.